Что делать если ребенок неусидчивый?

Гиперактивность и неусидчивость ребенка зачастую доставляют слишком много хлопот его родителям. Ведь у них нет столько сил и энергии, чтобы уследить за каждым шагом своего маленького шустрого проныры. Подобная ситуация не самым лучшим образом сказывается на эмоциональном, психологическом и физическом состоянии родителей.

А, следовательно, и на отношениях в семье в целом. Ведь на фоне хронической усталости родители становятся более агрессивными, раздражительными и пытаются усмирить свое чересчур активное чадо всеми возможными способами.

Что советуют психологи?

Упрекать ребенка в его гиперактивности так же бессмысленно, как и наказывать его за это. При должном подходе и максимальном запасе терпения подобная особенность поведения может быть направлена в более «мирное» русло или со временем просто сведена на нет.

Для того чтобы справиться с чересчур активным ребенком, психологи советуют не ругать его (если только он действительно не сделал что-то предосудительное). Криком и угрозами, как правило, добиться ничего не удастся, кроме обратного результата. В крайнем случае, вы только запугаете своего отпрыска, что повлечет за собой целый ряд дополнительных проблем поведенческого характера.

Прежде всего, постарайтесь понять причины повышенной активности вашего ребенка. Их может быть несколько. И уже в зависимости от первопричины следует выбирать сценарий, по которому вы будете воздействовать на свое чадо.

Причины неусидчивости

Среди главных факторов, из-за которых ребенок не обладает усидчивостью, следует выделить следующие:

  • Ребенок не в состоянии справиться с урегулированием своих моторных функций. В этом случае его активность и неутомимость вызвана не тем, что он хочет досадить взрослому и из-за этого не перестает бегать по комнате, а потому что он просто не может этого сделать самостоятельно.
  • Ваш малыш не может долго концентрироваться на одном и том же действии. Практически все дети не способны подолгу делать что-то одно, это ни для кого не секрет. Но если ваше чадо не в состоянии усидеть даже пяти минут за одним и тем же занятием, а хватается за все подряд без разбору, то в этом случае родителям стоит обратить на это особое внимание.
  • И, наконец, ваш ребенок просто может быть слишком подвижным из-за того, что ему действительно некуда девать энергию, которая плещет через край.

Как бороться с неусидчивостью?

Методы борьбы с неусидчивостью у ребенка зависят от причины, вызывающей такое нарушение поведения.

  • Создайте ребенку спокойную атмосферу. В случае, когда ребенок не может самостоятельно регулировать свои моторные функции, родителям приходится брать на себя роль «регуляторов». Крайне необходимо составить для такого ребенка режим дня и четко следовать всем его пунктам. Если вы договорились, что в 8 часов вечера вы его купаете, читаете на ночь сказку, и он засыпает, значит, так оно и должно быть. Никаких «но», «уважительных причин» и «пяти минуточек». Режим есть режим.

Создайте для своего гиперактивного чада гиперпредсказуемый микромир. Все вещи должны быть на своих местах, все должно быть предсказуемо, просто и понятно. На любую ситуацию, которая выходит за рамки понимания вашего малыша, он будет реагировать бесполезной суетой – криками, бегом, топаньем ножками.

Поэтому, если ваш ребенок проявляет слишком большую активность не по делу, значит, он чем-то напуган, взволнован или раздражен. Он просто пока не может по-другому выражать свои эмоции.

Для того чтобы по максимуму упорядочить микромир вашего малыша, недостаточно только одного порядка в доме и определенного алгоритма действий перед сном. Для него должно быть создано как можно большее количество ритуалов.

Во-первых, это может быть интересно и самому малышу, особенно если облечь эти ритуалы в какую-нибудь игровую или сказочную форму. Во-вторых, ритуалы создают максимально жесткий режим дня, от которого при правильном его построении ребенок сам не захочет отклоняться.

  • Проводите с ребенком индивидуальные занятия, концентрирующие внимание. В случае, когда ребенок не может сконцентрировать внимание на чем-то определенном, родителям следует насторожиться. Невнимательность же проявляется по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Причина того, что ребенок не желает участвовать в играх или занятиях с другими детьми, может крыться в следующем: малыш просто не в состоянии уследить за всем и сразу, не может выполнить тех заданий, которые от него требуют. Хотя дома может делать все то же самое и с большим удовольствием.

Дело в том, что на занятиях педагоги пытаются унифицировать задания, чтобы все делали одно и то же действие. А малышу в этот момент совершенно не хочется, к примеру, лепить из пластилина кошечку, он лучше посидит в уголочке и полистает картинки в интересной книжке.

Есть также и другая сторона этой медали. Ребенок участвует в занятиях с остальными детьми, но постоянно им мешает, отвлекает, донимает разговорами, задирается или дразниться. Опытные педагоги, подметив такое поведение ребенка, чаще всего отвлекают его на какие-то более полезные занятия.

Скажем, вместо того, чтобы лепить ту же самую пластилиновую кошечку, его просят принести что-либо, полить цветы, помочь в чем-то или куда-то сходить. Как правило, такая модель поведения взрослого в полной мере оправдывает себя по отношению к гиперактивным детям, не способным концентрироваться на чем-то одном.

Родителям психологи советуют, прежде всего, не отдавать своих гиперактивных чад в детские группы, построенные по школьному типу, где дети все вместе сидят за партами и делают одно задание на всех. По крайней мере, до 6-ти лет гиперактивным детям точно нечего делать на подобных занятиях.

Если же ситуация вокруг вашего непослушного, задиристого и слишком активного чада начинает чересчур накаляться из-за его поведения, которое не вписывается в рамки детского коллектива, не стоит ждать, пока вас попросят больше не приходить. В этом случае лучше уйти самостоятельно.

Дело только в том, как вы объясните это вашему малышу. Не стоит говорить ему, что он плохо себя вел, и поэтому вам нужно теперь искать для него новый детский садик или новую секцию. Просто скажите, что предыдущий коллектив для него не подходил, поэтому нужно искать такой, который был бы как раз для него.

Если же вы решили проводить занятия с ребенком самостоятельно, помните, что данные занятия должны проходить на одном дыхании по заранее подготовленным материалам и без задержек. Потому как по времени они будут очень короткими.

Внимание ребенка будет сконцентрировано на том, что вы от него требуете от силы 5 пять. И, если за эти 5 минут вы сами отвлечетесь на поиск какого-то материала или же на обдумывание следующего задания, можете считать, что занятие окончено – внимание ребенка будет потеряно.

  • Запишите ребенка в спортивную секцию. Если же ваш ребенок просто не может усидеть на месте, направьте его подвижность в «мирное» русло. Отдайте его в спортивную секцию или какой-либо другой кружок, занятия на котором будут сопряжены с постоянной физической нагрузкой и непрерывной деятельностью.

Однако отдавать малыша в какие-либо секции нужно исключительно с его согласия. Потому как без особого желания со стороны ребенка никакого положительного результата они не принесут. Ребенок будет «отлынивать» от занятий, отказываться их посещать. А принуждение к посещению нелюбимой секции в будущем может привести к совершенно непредсказуемым результатам. Ребенку должно нравиться абсолютно все, начиная от вида спорта и заканчивая тренером.

Психологи также советуют родителям организовать дома спортивный уголок, где ребенок может бегать, прыгать и кувыркаться в свое удовольствие. Благо, таких спортивных комплексов в наши дни можно найти превеликое множество в детских и спортивных магазинах.

Кроме всего вышеперечисленного, психологи советуют также применять закаляющие приемы. К примеру, обливание холодной водой. Этот метод, хоть и довольно банален, но крайне эффективен. Выброс хорошей порции адреналина с самого утра в сочетании с улучшением кровообращения и снабжения мозга кислородом – именно то, что нужно вашему гиперактивному чаду.

Как развить усидчивость у ребенка 6-8 лет

Усидчивость, как умение делать что-то с большой внимательностью и до конца, есть далеко не у каждого ребёнка. Особенно в возрасте 6-8 лет малыш, даже пойдя уже в начальные классы, может ощущать себя ещё совсем маленьким крохой и относится к учёбе несерьёзно или он просто потерял уверенность в себе после какой-нибудь неудачи. Вообще усидчивость лучше развивать ещё с самого раннего детства желательно в игровой форме, допустим, выстраивая пирамидку по цветам или собирая пазлы.
Как развить данное качество у ребёнка, когда ему уже исполнилось 6-8 лет:
1. Самое главное правило — всё должно происходить в терпеливой и дружелюбной форме, то есть вам не следует кричать на своего отпрыска и производить наказание, если у него что-то сразу не получилось.
2. Поскольку ребятишки в этом возрасте очень подвижны, не забывайте чередовать скучные развивающие игры с подвижными.
3. Поводом для выработки усидчивости может послужить комната самого чада, ведь наверняка в ней как всегда можно обнаружить разбросанные игрушки или вещи. Попросите его вместе с вами наперегонки расставить всё по своим местам.
4. Не стоит выкладывать на стол всё сразу, допустим, карандаши с альбомом и пластилин, так у малыша только будет рассеиваться внимание. Во всём должна быть очерёдность: дорисовали до конца какую-нибудь картину, например, заданную на дом по школьной программе, а далее сделали поделку уже из пластилина. Также это касается и остальных предметов. Не нужно перескакивать с одного домашнего задания на другое, если предыдущее ещё не закончено или откладывать на завтра. Терпеливо садитесь вместе со своим ребёнком и разбирайте уроки, после чего его можно отпустить по своим детским делам.
5. Постоянно создавайте приятную и спокойную атмосферу, которая позволит лучше сосредоточиться. Никакого работающего телевизора или других посторонних шумов.
6. Всегда хвалите и поощряйте малыша за его успехи и говорите ему о том, как сильно вы им гордитесь.
7. В свободное от учёбы время не забывайте просто играть со своим отпрыском, ведь забавы как никто иное способствуют развитию усидчивости. Отпрыск может повторять что-то за вами, например, ритмичные движения под музыку. На концентрацию внимания полезны игры на нахождение отличий по двум картинкам или запоминание предметов, а потом их называние по порядку.
Главное — делать всё вместе со своим чадом и воодушевлять его на покорение новых вершин!

У ребенка проблемы в школе: неусидчивый?

врач, научный директор АО «Видаль Рус», Жучкова Т. В., t.zhutchkova@vidal.ru

1 сентября – День знаний, начало учебного года. Но всегда ли это праздник? Увы, очень многие дети и родители ответят: «НЕТ».

Причины такого отношения к школе могут быть самыми разными: плохие отношения в классе, отсутствие понимания между семьей и учителями, нежелание ребенка учиться. На эту тему написано множество книг и статей, жалоб, слезных писем, объяснительных записок и пролито немало слез.

Но в некоторых случаях проблемы в школе связаны с чрезмерной активностью и неусидчивостью ребенка. А в результате с ним трудно общаться и детям, и учителям, у него не самые хорошие оценки, часто он еще и плохо усваивает материал.

В чем причина неусидчивости?

Они могут быть разные: ребенок может быть просто не готов к школе в силу особенностей своего развития. Может, наоборот он все это давно знает и ему скучно. Некоторые боятся неудачи или вообще всего нового. Любые (даже не очень значительные с точки зрения взрослого) конфликты в семье или с окружающими его детьми также могу приводить к неусидчивости или к невнимательности на занятиях.

А в некоторых случаях есть какие-то серьезные проблемы со здоровьем: ребенок плохо видит или не очень хорошо слышит, у него есть нарушения функции щитовидной железы. Хронические заболевания, некоторые лекарства также могут приводить к нарушениям в поведении.

Иногда деткам, которые не могут подолгу сидеть на одном месте, сосредоточиться на чем-либо, ставят диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности». Такое состояние встречается достаточно часто (по разным оценкам, в США синдром встречается у 5% детей), у мальчиков почти в 5 раз чаще чем у девочек.

Для диагностики синдрома используют специфические критерии, которые указывают на СДВГ. Например, нарушение поведения должны проявиться в раннем детском возрасте, до 7 лет, и длиться как минимум 6 месяцев, при этом создавая тяжелые проблемы как минимум в двух областях жизни: в школе, на игровой площадке, дома, в группе людей, к которой он принадлежит, или в среде, где ему приходится общаться. Некоторые родители замечают признаки невнимательности, гиперактивности и импульсивности у своего малыша задолго до того, как он пойдет в школу. В таких случаях очень важно обратиться к специалисту (детскому психологу или психиатру. Но СДВГ может остаться незамеченным до тех пор, пока у ребенка не появятся проблемы в школе.

Почему возникает СДВГ, точно никто не знает. По современным представлениям причины лежат в области нейробиологии и генетики. Родителям лучше думать о будущем и искать способы помочь ребенку, чем пытаться понять, почему именно в их семье возникла такая проблем.

Долгосрочный прогноз для таких детей является благоприятным, если они получают соответствующее лечение. Тогда они хорошо занимаются в школе, а став взрослыми нормально работают и хорошо устраиваются в жизни.

Существуют различные виды лечения, которые призваны помочь в данной ситуации.

Есть специальные методики, позволяющие корректировать поведение ребенка. Такие методики включают проведение психотерапии, направленной на то, чтобы помочь людям с СДВГ любить и принимать себя такими, какие они есть. Бихевиоральная терапия помогает ребенку изменить свой образ мыслей и психологически адаптироваться, а также предлагает практические советы — помощь в выполнении домашнего задания или на занятиях в школе, или в разрешении эмоционально напряженных ситуаций.

Обучая навыкам общения, врач моделирует подходящее поведение в различных ситуациях и помогает ребенку найти лучшие способы взаимодействия в обществе.

Обучение родительским навыкам предлагает родителям освоить различные методы и приемы управления поведением их ребенка. Система поощрений и взысканий может быть эффективным методом изменения поведения ребенка. Родители могут также научиться использовать методы управления стрессом, такие как медитация, методы релаксации и упражнения, чтобы им было легче справиться с ситуациями, когда ничего не получается, и более спокойно реагировать на поведение своих детей.

Возможно применение медикаментозного лечения несколькими препаратами. Назначать их должен врач, а родители должны очень внимательно относиться к любым изменениям в состоянии ребенка и поддерживать хороший контакт с врачом.

Но согласно современному подходу к лечению СДВГ необходим комплексный подход к ведению пациентов с СДВГ.

Ситуация в школе может как положительно, так и отрицательно влиять на течение заболевания. Если диагноз СДВГ поставлен ребенку еще до школы и проводится соответствующая коррекция его состояния, то при поступлении ребенка в школу известите об этом его учителей.

Если трудности возникли именно в школе, и они заставляют предположить у ребенка СДВГ, вам просто необходимо иметь тесный контакт со школой и школьным психологом. Причем контакт этот должен быть регулярным, т.к. каждый учебный год в школе – это новые учителя и новые задания. Ребенок нуждается в серьезной поддержке и поощрении в течение всей своей школьной жизни, и лучший его защитник – это внимательные и любящие родители.
По материалам сайта «Наши невнимательные гиперактивные дети».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *